О храме

Христианизация алатырской мордвы.

В отношении Лобасков и близлежащих к ним деревень можно выделить следующие этапы христианизации: 1-й – с середины XVII века до конца первой трети XVIII века, 2-й – вторая треть XVIII века и 3-й – последняя четверть XVIII века.
1-й этап характеризуется началом наступления христианства на земли Алатырской мордвы. Однако несмотря на все усилия и стремление государства и церкви, активность их сдерживалась тем, что власти ещё не располагали достаточной здесь силой, чтобы помочь церкви провести массовую христианизацию. Поэтому политика христианизации была сдержанной. Случаи обращения христианства в то время еще очень редки. В переписных книгах, которые являются важными источниками для изучения истории мордвы того времени, преобладают языческие имена, христианские же встречаются крайне редко, а если и встречаются, это скорее связано с русской колонизацией края и возникновением вблизи мордовских поселений русских деревень. А возможно и то, что русские писцы попросту записывали мордовские имена на русский манер, например, весьма распространенное у мордвы имя Колняйка, что значит «капризный», вполне могло превратиться у них в христианское Николай.
2-й этап характеризуется активным наступлением христианства и массовым крещением мордвы Алатырского уезда. Крещение, как правило, начиналось с мордовской верхушки, затем проводится насильственное и массовое крещение остального населения. Решительный перелом в крещении народов Среднего Поволжья произошёл после указа 1740 года, согласно которому новокрещены освобождались на три года от податей, рекрутской повинности, от работы на казённых заводах. Кроме того, при крещении им выдавался комплект одежды и денежная выплата. Положение же тех, кто не хотел креститься, намного ухудшилось, так как все повинности и подати крестившихся теперь платили оставшиеся в тех местах некрещёные иноверцы. Более того, отказавшихся от крещения крестьян власти выселяли из деревень. Существовала практика насильственного крещения целыми деревнями, что вызывало активное сопротивление мордвы. В соседнем с Алатырским Арзамасском уезде в мае 1743 года даже произошло крупное восстание в Терюшевской волости. На территории Алатырского уезда этот процесс происходил более спокойно, однако случаи недовольства тоже имели место.
К началу 60-х годов XVIII века процесс христианизации на территории Алатырского уезда был завершён. Об этом говорят так называемые ревизские сказки Алатырского уезда. Жители мордовских деревень упоминаются в этих документах как «мордва новокрещена», все упоминаемые имена также христианские.
3-й этап характеризуется закреплением результатов христианизации, которые были далеко не удовлетворительными для духовной и светской власти. Мордва хотя и была окрещена повсеместно, однако поступали сообщения о том, что «новокрещены не усердно выполняют священнописание, на молитствования в церковь многие не приходят, а иные отступив от благочестия, кресты с себя побросали, с женами невенчано живут, детей к крещению не приводят».
Несмотря на всё это, христианизация имела большое цивилизационное значение для нашего края, способствовала развитию образования и культуры, духовному развитию народа.

3. История церкви в селе Лобаски.

Выполнить задачу закрепления итогов христианизации были призваны церкви. Первые церкви и монастыри начали появляться на территории мордовского края ещё в середине XVI века. Одной из главнейших задач, поставленных перед ними, было утверждение мордвы в христианской вере. Среди мордвы были люди, всей душой принявшие христианство. Таким человеком был сын мордовского крестьянина Никита Минов, при пострижении в монашество принявший имя Никон и ставший впоследствии патриархом Московским и всея Руси. По его инициативе была проведена реформа Русской православной церкви, имевшая огромные последствия для всей страны. Особенно массовый характер в нашем крае строительство церквей приобретает, начиная с середины XVIII века. И если ревизия 1762 года лишь в единичных случаях сообщает о существовании сёл, то есть таких населённых пунктов, где имелись церкви, то по ревизии 1782 года уже большинство деревень получило статус сёл в результате постройки церквей. Как село впервые в документах того времени упоминаются и Лобаски. Поэтому историю церкви в селе Лобаски, скорее всего, следует отсчитывать именно с этого периода, так как документов, свидетельствовавших бы о том, что церковь была построена раньше, нет. Первое здание церкви просуществовало до середины XIX века. Весьма интересен тот факт, что село Лобаски в это время получает своё второе название и значится в материалах ревизии 1782 года как «село Введенское Лобаски тож». Такое двойное название села встречается и в более поздних документах вплоть до ХХ века. Оно происходит от названия церкви – Введенская. Религиозный праздник Введения во храм Богородицы посвящен важному с точки зрения церкви событию – торжественному вступлению трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Церковь всегда учила, что родители Марии – это пример для всех верующих, которые должны приобщать своих детей с самого раннего детства к христианской вере, приводить их в храм, знакомить с церковными обычаями и обрядами. Название Лобаскинской церкви, таким образом, весьма символично, в ней чётко выражена основная цель, стоящая перед ней – приобщение к христианской вере с самого раннего детства. Новое поколение, рождённое после массовой христианизации, должно быть воспитано только в духе христианства. Таким образом церковь надеялась укрепить свои позиции. Ей это в большой степени, конечно, удалось, однако дохристианские верования всё-таки не были до конца изжиты, их отголоски в том или ином виде сохранились вплоть до ХХ века. Как утверждается в одном из документов начала ХХ века, «все мордва христиане и хотя не вполне бросили языческие заблуждения, однако отличаются усердием к обрядам церкви». Это в полной мере относится и к жителям Лобасков. По воспоминаниям стариков, которые, в свою очередь опираются на рассказы их родителей и дедов, в начале ХХ века верили в бога почти все крестьяне, но вера выражалась главным образом во внешнем исполнении религиозных обрядов, без понимания их сущности. Без попа не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное событие в крестьянской жизни: рождение ребёнка, свадьба, похороны, уход на военную службу и, естественно, христианские праздники. Нарушение общепринятых церковных требований считалось грехом и вызывало осуждение всего сельского общества. Священником в Лобаскинской церкви служил в то время отец Александр Благовидов. В советское время властью навязывалось мнение, что церковь являлась центром мракобесия, попы поддерживали невежество в прихожанах и так далее. Однако при непредвзятом отношении выясняется, что это далеко не так. Священники, как правило, сами были неплохо по тем временам образованы и способствовали распространению грамоты среди населения. Сын лобаскинского священника Михаил Александрович Благовидов учился в Казанском университете заочно и работал с 1918 года учителем Лобаскинской школы.
Однако новая большевистская власть объявила религию «опиумом для народа» и стала искоренять её с настоящим неистовством. Многие церкви были либо разрушены, либо осквернены. Печальная судьба была уготована и Лобаскинской церкви. Вскоре после революции она была закрыта. Её красивое здание, второе по счету, построенное около 1850 года, настоящий памятник деревянного зодчества, использовалось как склад, а 18 мая 1976 года было варварски снесено, хотя было еще весьма прочным. Об этом событии сохранилась уникальная запись в семейном архиве учительницы Лобаскинской школы Леушкиной Раисы Александровны.

Записная книжка Русяева Григория Ивановича (из семейного архива Леушкиной Р.А.)

Люди до сих пор помнят, как его крушили несколькими тракторами, обрывая при этом толстые металлические тросы. А в сентябре 1985 года осквернено было и само место, где стояла церковь. При строительстве моста через речку бульдозерами столкнули весь верхний слой земли вместе с могилами предков (как известно, в пределах церковной ограды хоронили наиболее уважаемых людей). А ведь на этом месте захоронения были еще до принятия христианства – в открытых могилах появившиеся невесть откуда «чёрные археологи» находили украшения, монеты, а по христианскому обряду в украшениях не хоронят. Был совершён не только христианский, но и общечеловеческий нравственный грех.

Здание церкви в селе Лобаски (XIX век) – вид со стороны речки Нушлейка
(фото 60-х годов ХХ века).

Здание церкви в селе Лобаски (XIX век) – вид со стороны улицы Алопе
(фото 70-х годов ХХ века).

Но и эти безбожные времена прошли. Поняли люди нравственную силу веры. И исправить, изгладить этот грех взялась хрупкая физически, но могучая морально женщина с символичным именем Вера. Это Вера Петровна Русяева – человек удивительной судьбы.

4. В.П.Русяева и история строительства новой церкви.

Вера Петровна всю жизнь проработала в школе учительницей, причем начинала свой трудовой путь в самое тяжелое время – в 1941 году. Она воспитала восьмерых детей, дав всем высшее образование. Двое стали экономистами, один – юристом, пятеро – врачами. Многие из её учеников стали известными на всю нашу республику людьми. Казалось бы, свою жизненную нравственную задачу перед людьми она выполнила. Но она в свои 72 года поставила перед собой ещё одну – труд для Бога – построить в родном селе церковь – и выполнила её в течение двух лет.

Вера Петровна Русяева.
(фото 1960-х гг).

Сначала люди думали, что это из области фантастики. Она же верила, что это реально. А вера, как говорится, может двигать горы. Она обращалась в разные инстанции, даже в Москву ездила. Её стараниями была вновь открыта церковь в соседнем селе Киржеманы. Но пожилым людям было трудно ходить туда за семь километров. Тогда было решено открыть в Лобасках молельный дом. Приспособили заброшенный дом, благоустраивали его своими силами. Чуть позже стараниями тогдашнего председателя колхоза И.Е.Русяева его перенесли в бывшую колхозную столовую. Но Вера Петровна хотела настоящую церковь.
Дочь Веры Петровны Нина Михайловна вспоминает: «Приехал как-то в село её бывший ученик Николай Кувакин, солидный бизнемен. Привез с собой стройматериалы – дом себе в деревне возводить. И вот пошла наша мама к нему. Долго там пробыла. Что ему говорила, неизвестно, только отдал Николай для церкви все стройматериалы и тысячу долларов. Так всё и началось». Хрупкая женщина совершила чудо, и летом 1996 года в новой Введенской церкви села Лобаски началась служба. А Веру Петровну за её праведный труд удостоил наградой – Почётной грамотой – сам Владыка Варсонофий. Но главное не в награде. Главное – в памяти людской.

Грамота, выданная Русяевой В.П. епископом Саранским и Мордовским Варсонофием.

Церковь в селе Лобаски. Открыта в 1996 году.

Владыка Варсонофий на освящении Свято-Введенской церкви в селе Лобаски.


(фото 1996 года).

Вера Петровна Русяева и Владыка Варсонофий
(фото 1996 года).

В мае 2008 года Вера Петровна скончалась. А главное дело её жизни – церковь – красуется в самом центре села Лобаски, на том же самом месте, где раньше была старая. Но до последнего своего дня Вера Петровна считала, что еще не все дела свои земные закончила. Мечтала она о том, чтоб возвышалась над церковью колокольня, ведь без неё, как она говорила, церковь не храм, а молельный дом. Но не успела… Но дело её продолжили её дети, её односельчане-энтузиасты, священник Лобаскинской церкви отец Виктор. Они с жаром взялись за это хлопотное, но как говорится, богоугодное дело. Собрали средства, как водится, всем миром, стройматериалы, обращались в разные инстанции за помощью. Началась реконструкция. Два лета: лето 2008 и лето 2009 года – стали поистине жарким. И не напрасны оказались труды. И вот уже возвышается над храмом колокольня, приподнялось ввысь и все здание церкви, засверкали новой отделкой купола. Все работы на сегодняшний день ещё не закончены, и мои односельчане ждут, когда зазвонят колокола, возвещая о праздниках, и о возрождении духовной и нравственной культуры народа. Ну разве не доказательство того, что «всё возвращается на круги своя». И хочется верить, что с возрождением церкви и веры возродиться заново и наше село.

Здание Лобаскинской церкви и колокольня в ходе реконструкции

(фото 2008 года).

(фото 2009 года).